УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о паспортах отходов I - IV классов опасности
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлены требования к обращению с отходами производства и потребления.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок № 1026).
Согласно пункту 6 Порядка № 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к Порядку № 1026.
Порядком № 1026 не предусмотрено направление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами заверенных копий паспортов отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, в адрес территориального органа Росприроднадзора.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 (далее - Порядок № 1027).
Согласно п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (далее - Порядок № 1028).
При этом в соответствии с п. 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Кроме того, согласно п. 7 Порядка № 1028 по результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:
- наименование вида отхода;
- код по ФККО;
- класс опасности вида отхода;
- происхождение и условия образования вида отхода;
- агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;
- химический и (или) компонентный состав вида отхода.
Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении № 1 к Порядку № 1028.
На основании п. 3 Порядка № 1026 при паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
При этом согласно пункту 3 Порядка № 1027 отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Согласно п. 4 Порядка № 1026 индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
В соответствии с п. 5 Порядка № 1026 установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок № 792).
При этом согласно Порядку № 1028 химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава отходов.
Одновременно с этим в соответствии с п. 7 Порядка № 1028 для отходов (включенных в ФККО) класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.
В свою очередь, согласно п. 25 Порядка № 792 БДО в части банка данных об отходах содержит:
- наименование и код вида отходов по ФККО;
- наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;
- химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;
- агрегатное состояние и физическая форма вида отходов;
- класс опасности вида отходов;
- состав и происхождение исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов;
- другие сведения о виде отходов.
При этом согласно п. 30 Порядка № 792 БДО размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа.
Кроме того, согласно Порядку № 1026 документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Г.Н. Землянов
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
о местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп
Отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314, (далее - Правила) устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491), и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
В соответствии с п. 12 Постановления № 491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Таким образом, организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, реализовывается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, или лицом, привлекаемым по договору, при непосредственном управлении. В соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества. Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией в договор управления в соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ включаются работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Г.Н. Землянов
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО
Частями 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности плату, за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).
Из п.п. 2, 4 Правил следует, что к коммунальной услуге отнесена, в частности услуга, по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах; исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем выступает собственник помещения в многоквартирном доме, потребляющий коммунальные услуги.
Согласно п. 4(1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил (п. 148(3) Правил).
В соответствии с п. 148(1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Пунктом 148(4) Правил определено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 148(11) настоящих Правил;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;
в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Кроме того, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 148(39) Правил).
Вместе с тем, в силу п. 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осу-ществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Положения Правил не предусматривают перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными при фактически постоянном отсутствии (то есть при непроживании по указанному адресу), но ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ определено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Так, согласно п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
В соответствии с п. 91 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерас-чет размера платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Пунктом 92 Правил установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
В силу п. 93 Правил в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут, в частности, прилагаться иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
В соответствии с п. 97 Правил результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.
Учитывая изложенное, Вам в случае изъявления желания осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо каждые шесть месяцев подавать письменное заявление исполнителю данной коммунальной услуги (региональному оператору либо ТСЖ, УК и т.п.) с приложением копий подтверждающих документов.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Г.Н. Землянов
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о правилах коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов
В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником отходов заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 1 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).
В соответствии с п. 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно п. 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абз. третьим пп. «а» п. 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Данная правовая позиция нашла отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956, в котором отмечено, что предусмотренный п. 8 Правил № 505 порядок направлен на стимулирование собственников твердых коммунальных отходов осуществлять раздельное накопление твердых коммунальных отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Г.Н. Землянов
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о рекультивации земель
Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
Такие мероприятия проводятся, в том числе, путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ, п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила рекультивации земель)).
Рекультивация проводится в случаях, установленных законодательством, для охраны окружающей среды, если хозяйственная и иная деятельность оказывает (может оказывать) прямое или косвенное негативное воздействие на среду (ст. 34 Закона об охране окружающей среды).
В обязательном порядке нужно рекультивировать земли, указанные, в частности, в п. 6 Правил рекультивации земель:
1) нарушенные земли в случаях, установленных Земельным и Лесным кодексами РФ, а также федеральными законами. Например, рекультивацию нужно провести:
- во всех случаях, когда качество земель ухудшено, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя (п. 5 ст. 13 ЗК РФ);
- при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений и других объектов. Объекты капитального строительства можно ввести в эксплуатацию, только если проведены все предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды, в том числе рекультивация земель в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 38 Закона об охране окружающей среды).
Однако, нужно учитывать, что она может не проводиться, если объект капстроительства возводится на месте снесенного. Рекультивация будет обязательной только в том случае, когда это предусмотрено проектной документацией (п. 11 Правил рекультивации земель);
2) нарушенные земли сельхозназначения;
3) земли, которые подвергались загрязнению химическими и иными веществами, микроорганизмами, если их содержание не соответствует нормативам качества окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По общему правилу вы должны провести рекультивацию, если ваша деятельность привела к деградации земель (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Отметим, что, если вы утратили право на земельный участок, который нужно рекультивировать, это не освобождает вас от проведения работ по рекультивации (п. 35 Правил рекультивации земель).
Вы должны разработать проект рекультивации (кроме случаев, когда он разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта) и приступить к соответствующим работам в срок:
1) который установлен (п. 26 Правил рекультивации земель):
- решением или договором, на основании которых вы используете земли или земельный участок;
- проектной документацией на строительство (реконструкцию) объекта;
2) в течение семи месяцев, если:
- в указанных документах срок или сама рекультивация не предусмотрены;
- деградацию земли (земельных участков) повлекли действия лиц, которые не являются ее правообладателями (не используют ее на законных основаниях);
- ухудшение земли произошло из-за природных явлений.
Семимесячный срок исчисляется со дня окончания вами деятельности, которая повлекла деградацию земель и (или) снижение плодородия земель сельхозназначения, совершения действия, которое повлекло деградацию, либо выявления ухудшения земель, а также со дня получения вами предписания надзорных органов о необходимости проведения рекультивации (п. 26 Правил рекультивации земель).
После проведения всех работ составьте акт о рекультивации земель и подпишите его. В нем нужно указать сведения о проведенных работах и данные о состоянии земель, на которых проведена рекультивация, в том числе данные о физических, химических и биологических показателях почвы (п. 30 Правил рекультивации земель).
За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Н.В. Бакаева
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора суд обязал администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Быстрой.
С целью устранения нарушений закона главе администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района природоохранной прокуратурой внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления исчерпывающий комплекс мер не принят, нарушения не устранены.
В связи с этим, природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление в Морозовский районный суд, решением которого исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены.
Решение суда вступило в законную силу.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора А.П. Ярошенко
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора суд обязал администрацию Талловеровского сельского поселения Кашарского района устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Талловеровского сельского поселения Кашарского района при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Большой – р. Мечетной.
С целью устранения нарушений закона главе администрации Талловеровского сельского поселения Кашарского района природоохранной прокуратурой внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления исчерпывающий комплекс мер не принят, нарушения не устранены.
В связи с этим, природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление в Миллеровский районный суд, решением которого исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены.
Решение суда вступило в законную силу.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора А.П. Ярошенко
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора суд обязал администрацию Вольно-Донского сельского поселения Морозовского района устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Вольно-Донского сельского поселения Морозовского района при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Сухой, протяженностью 500 м.
С целью устранения нарушений закона главе администрации Вольно-Донского сельского поселения Морозовского района природоохранной прокуратурой внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления исчерпывающий комплекс мер не принят, нарушения не устранены.
В связи с этим, природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление в Морозовский районный суд, решением которого исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены.
Решение суда вступило в законную силу.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора А.П. Ярошенко
УТВЕРЖДАЮ
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции В.М. Пустоваров
.06.2024
По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора суд обязал администрацию Маньково-Березовского сельского поселения Милютинского района устранить нарушения законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Маньково-Березовского сельского поселения Милютинского района при эксплуатации гидротехнических сооружений – плотины (защитной дамбы), пруда-накопителя на водотоке поверхностного водного объекта р. Березовой.
С целью устранения нарушений закона главе администрации Маньково-Березовского сельского поселения Милютинского района природоохранной прокуратурой внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления исчерпывающий комплекс мер не принят, нарушения не устранены.
В связи с этим, природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление в Милютинский районный суд, решением которого исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены.
Решение суда вступило в законную силу.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора А.П. Ярошенко
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура добилась законного использования недр в целях водоснабжения
Мерами реагирования Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура пресекла незаконное использование подземных источников водоснабжения.
Проверкой соблюдения законов в сфере недропользования выявлены факты их нарушения Веселовским МУП ЖКХ при водоснабжении населения в поселке Садковский Веселовского района, в связи с чем недропользователю внесено представление об их устранении, вместе с тем, последним должных мер к законному использованию подземных источников водоснабжения не принято.
В целях фактического устранения нарушений законов природоохранной прокуратурой в Багаевский районный суд направлено исковое заявление, по результатам рассмотрения которого решением суда от 26.05.2021 исковые требования прокурора удовлетворены, суд обязал нарушителя организовать добычу подземных вод на законных основаниях.
Контролем исполнения данного судебного акта установлено, что выполненными должником мероприятиями нарушения законов фактически устранены, последнему министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области выдана лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод из скважин.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса Г.Н. Землянов
По материалам Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту уничтожения почвенного
покрова, деградации земель
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Пролетарского района Ростовской области.
Осмотром земельного участка сельскохозяйственного назначения установлено, что в результате незаконной добычи полезных ископаемых утрачен почвенный покров, в результате чего произошла комплексная деградация земель.
Размер ущерба, причиненного в результате незаконной деятельности, составил более 25 млн. рублей.
Природоохранным прокурором материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Сальский МСО СУ СК РФ по Ростовской области для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц, по результатам, рассмотрения которых 11.01.2023 возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ.
Ход расследования уголовного дела находится на контроле прокуратуры.
Старший помощник Ростовского
межрайонного природоохранного прокурора юрист 1 класса А.В. Поштарук
Природоохранной прокуратурой выявлены нарушения требований
КоАП РФ при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора) на территории Ростовской области, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в ходе проведенных проверок осуществления государственного контроля (надзора) природоохранной прокуратурой выявляются многочисленные факты нарушения должностными лицами требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, такие как: ненаправление копий протоколов и постановлений по делам об административных правонарушениях лицам, в отношении которых они вынесены, неустановление наличия либо отсутствия обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих ответственность, а также неприменение положений, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ, при решении вопроса о замене административного штрафа на предупреждение.
По всем фактам нарушений должностными лицами при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях природоохранной прокуратурой внесены акты прокурорского реагирования, которые рассмотрены и удовлетворены.
С учетом надзорной практики разъясняю, что условиями применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является следующие:
- наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства;
- правонарушение совершено им впервые;
- в результате совершения правонарушения не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб;
- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При решении вопроса о назначении административного наказания, а именно: замены административного штрафа на предупреждение, необходимо наличие одновременно всех четырех условий.
Старший помощник Ростовского
межрайонного природоохранного прокурора
юрист 1 класса А.В. Поштарук
Природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на постоянной основе проводится мониторинг деятельности органов местного самоуправления Ростовской области по постановке на учет в органах государственной регистрации бесхозяйных гидротехнических сооружений, при наличии оснований, принимается комплекс мер прокурорского реагирования.
Так, по результатам проведенной проверки природоохранной прокуратурой установлено 8 бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Азовского, Дубовского, Кашарского, Орловского и Шолоховского районов области,контроль за техническим состоянием и обеспечение безопасности указанных сооружений не осуществлялись.
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, в связи с длительным бездействием органов местного самоуправления по учету данных гидротехнических сооружений, природоохранной прокуратурой в суды области направлено 5 исковых заявлений об обязании администраций обратиться в органы государственной регистрации для постановки бесхозяйных сооружений на учет.
Исковые требования удовлетворены, исполнение решений судов находится на контроле природоохранной прокуратуры.
помощник межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 2 класса М.В. Холодов
Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой обращения органа контроля на территории Морозовского района установлен факт наличия карьера, образованного в результате добычи полезных ископаемых, на находящемся в собственности администрации Гагаринского сельского поселения земельном участке сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о допущении нарушений требований природоохранного, земельного законодательства органом местного самоуправления поселения, выраженных в необеспечении надлежащего содержания земельного участка, в связи с чем главе администрации Гагаринского сельского поселения внесено представление об их устранении.
Ввиду непринятия мер по устранению нарушений законов в Морозовский районный суд направлено исковое заявление об обязании администрации Гагаринского сельского поселения в течение 6 месяцев и в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации и произвести в соответствии с ним рекультивацию нарушенных земель, соответственно.
Исковые требования прокурора решением Морозовского районного суда от удовлетворены, последнее 07.04.2023 вступило в законную силу и его исполнение находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 2 класса Г.Н. Землянов
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой вскрыты факты нарушений законов об охране окружающей среды
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлено захламление городских лесов города Ростова-на-Дону свалочными очагами бытовых и строительных отходов.
С целью устранения нарушений законов начальнику управления благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону внесено представление, инициировано привлечение ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Фактическое устранение нарушений законов находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Помощник межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса Н.В. Бакаева