Skip to Content

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой вскрыты многочисленные факты нарушений законов при добыче полезных ископаемых

 

Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов о недропользовании на территории Ростовской области.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение Закона о недрах организациями на территории г. Донецка, г. Шахты, г. Новошахтинска, Сальского, Азовского, Октябрьского, Усть-Донецкого, Каменского, Белокалитвинского, Миллеровского, Красносулинского районов  осуществлялась добыча полезных ископаемых с нарушениями лицензионных требований, выразившимися в необеспечении уровня добычи полезного ископаемого в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку карьеров, ежегодными планами горных работ, производственной мощностью и потребностями рынка.

С целью устранения выявленных нарушений законов организациям нарушителям внесено 19 представлений, по результатам рассмотрения, которых приняты меры к устранению нарушений законов, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, по инициативе прокуратуры к административной ответственности в виде штрафов привлечено 16 должностных лиц по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ на общую сумму более 300 000 рублей.

Рассмотрение актов прокурорского реагирования и фактическое устранение нарушений законов находится на контроле природоохранной прокуратуры.

 

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                         

юрист 3 класса                                                                                    А.В. Поштарук

 


Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет административную ответственность в сфере недропользования

 

Согласно преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Пользование недрами без разрешения (лицензии) расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается, в том числе: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Так, в соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей, а пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проектавлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 3 класса                                                                                                      А.В. Поштарук

 


Природоохранной прокуратурой приняты меры

по охране и защите объектов животного мира

 

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения обязанностей хозяйствующими субъектами по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ на территории Азовского, Аксайского, Матвеево-Курганского, Неклиновского районов области.

В деятельности 35 сельскохозяйственных организаций выявлены нарушения законовоб охране окружающей среды, о животном мире.

Установлено, что организации осуществляет деятельность по выращиванию и сбору сельскохозяйственной продукции на землях сельскохозяйственного назначения, при этом, в нарушение законов ими не разрабатывались и не согласовывались с уполномоченным государственным органом меры по предупреждению гибели объектов животного мира, в том числе: по соблюдению порядка и дозы применения удобрений при внесении их в почву; исключению установления сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях миграции диких животных; применению биопрепаратов для борьбы с вредителями растений, не оказывающих негативное воздействие на животный мир.

По результатам проверок руководителям организаций внесены представления, которые рассмотрены, приняты меры по устранению законов путем разработки и проведения предусмотренных мероприятий, 20 работников привлечены к дисциплинарной ответственности.

По постановлениям природоохранного прокурора 35 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил среды обитания или путей миграции объектов животного мира) в виде штрафов на общую сумму более 170 000 рублей.

 

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                       

юрист 1 класса                                                                                                                                   И.В. Бойко

 


     Природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения

законов в сфере безопасности гидротехнических сооружений

 

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения законов в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в ходе которых установлено, что собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями допущены нарушения норм Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз в нарушение положений Федерального закона не проведено преддекларационное обследование эксплуатируемых ГТС Багаевской, Верхне-Сальской, Нижне-Донской, Приморской, Пролетарской, Большовской оросительной системы, Донского магистрального канала, не разработана декларация безопасности на данные ГТС и на ГТС Азовской оросительной системы.

Также установлено, что в нарушение требований Федерального закона    ООО «Феникс карбон», ОАО «Донское», ЗАО «Имени Ленина», МУП «Водоканал», СПК «Островянский» не получена разрешительная документация, необходимая для их безопасной эксплуатации.

По результатам проведенных проверок внесено 9 представлений об устранении нарушений законов, по которым приняты меры к их устранению, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

С целью фактического устранения нарушений в суды области направлено 4 исковых заявления об обязании провести преддекларационное обследование ГТС.

Устранение нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений находится на контроле природоохранной прокуратуры.

 

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора                                                                                                    Г.Н. Землянов

 


По материалам проверки Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту незаконного предоставления земельного участка площадью 17 га под строительство коттеджного поселка в г. Азове

 

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам рассмотрения обращений граждан установлено, что администрацией г. Азова в 2018 году вопреки требованиям градостроительного, земельного и лесного законодательства образован и предоставлен сначала в аренду, а затем в собственность физическому лицу земельный участок площадью 17 га, в 159 раз превышающей площадь расположенного на нем объекта недвижимости.

Незаконное предоставление земельного участка администрацией г. Азова повлекло образование в его границах новых земельных участков, их продажу, строительство домов коттеджного типа, в том числе вырубку деревьев.

По факту превышения должностных полномочий главой администрации города Азова Ращупкиным В.В. природоохранным прокурором в СУ СК РФ по Ростовской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 286 УК РФ. СУСК РФ по Ростовской области 18.05.2020 возбуждено уголовное дело.

Природоохранным прокурором в Азовский городской суд направлено исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании постановлений главы администрации г. Азова об утверждении схем расположения земельных участков; о передаче их в частную собственность; об утверждении документации по планировке и межеванию территории недействительными; 24 сделок, совершенных во исполнение указанных постановлений, а также по купле - продаже вновь образованных земельных участков, ничтожными; признании отсутствующими зарегистрированных прав собственности на земельные участки; исключении из ЕГРН сведений об образовании земельных участков, которое находится на рассмотрении.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора    

юрист 2 класса                                                                                                                             М.И. Суханов

 


Природоохранная прокуратура через суд обязала организовать учет твердых коммунальных отходов на территории области  

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения законов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории муниципальных районов Ростовской области.

Установлено, что большинство операторов в нарушение Федерального закона об отходах производства и потребления в переходный период не оборудовали средствами измерения массы принимаемых на полигоны твердых коммунальных отходов и не осуществили их допуск совместно с региональными операторами, что препятствовало соблюдению правил по их коммерческому учету, как того требует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами.

В целях устранения нарушений законов 23 руководителям хозяйствующих субъектов внесены представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 лиц, на большинстве полигонов установлено весовое оборудование, совместно с представителями региональных операторов произведен их допуск.

Вместе с тем операторами МУППЖКХ Зимовниковского района, Верхнедонское МП ПУ ЖКХ, Веселовского МУП ЖКХ, МУП «САХ» г. Гуково, МУП «Чистый город» г. Пролетарска нарушения законов фактически не устранены.

В целях реального устранения нарушений законов в суды области направлено 5 исковых заявлений об обязании оборудовать объекты размещения отходов средствами измерения массы.

Решениями судов исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены. Фактическое устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.

 

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора    

младший советник юстиции                                                                                            И.В. Науменко

 


 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет обязанность недропользователей о предоставлении геологической информации о недрах

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения. 

Согласно ст. 27 Закона о недрах геологическая информация о недрах в случаях и в порядке, которые установлены другими федеральными законами, должна представляться и в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставляться организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 13.11.2000 № 110 утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения, сбора и обработки данных «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых № 5-ГР» (далее - форма № 5-ГР).В соответствии с формой № 5-ГР ее предоставляют юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разведку и разработку месторождений по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений в территориальный геологический фонд (ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по ЮФО») в срок до 05 февраля календарного года, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 18.06.1999 № 44 утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче № 70-ТП» (далее - форма № 70-ТП).Согласно форме № 70-ТП ее предоставляют юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие добычу твердых полезных ископаемых по объектам недропользования в территориальный геологический фонд (ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по ЮФО») в срок до 25 января календарного года, следующего за отчетным периодом.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 07.07.2011 № 308 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения    № 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод» (далее - форма № 4-ЛС).   Согласно форме № 4-ЛС ее предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку, разработку месторождений питьевых и технических подземных вод отдельно по каждому участку недр в территориальный орган Роснедр в субъекте Российской Федерации (Департамент по недропользованию по ЮФО) в срок до 20 января календарного года, следующего за отчетным.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 13.19КоАП и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 3 класса                                                                                                                   А.В. Поштарук


 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура напоминает
о запрете выжигания сухой растительности на территории области

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях предотвращения выжигания сухой растительности постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 810 «О мерах по противодействию выжиганию сухой растительности на территории Ростовской области» утвержден Порядок действий по предотвращению выжигания сухой растительности на территории Ростовской области (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка под выжиганием сухой растительности понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, лесных насаждений и иных насаждений, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, и, как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха.

Необходимо обратить внимание, что пунктом 3 Порядка выжигание сухой растительности на территории Ростовской области запрещается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 218 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

Запрещается в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники (пункт 283 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

В случае обнаружения очагов возгорания сухой растительности необходимо незамедлительно информировать органы местного самоуправления, обеспечить мероприятия по тушению пожара и предотвращению распространения очага возгорания, в том числе опашку места возгорания (п. 4.2 Порядка).

Следует помнить, что нарушение порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по статье 4.5 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», которой предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 4500 рублей; на должностных лиц – от 25000 до 45000 рублей; на юридических лиц – от 60000 до 100000 рублей.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора    

юрист 2 класса                                                                                                                           М.И. Суханов

 


Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

 порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное

воздействие на окружающую среду, подлежащих

федеральному государственному экологическому надзору

 

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу требований п. 1, 6, 11 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее - заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Заявка о постановке объекта на учет подается лицом, непосредственно его эксплуатирующим. В случае если объект негативного воздействия передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, по результатам рассмотрения заявки выдается свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В случае если объект негативного воздействия расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

С 05.04.2020 постановка на государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется на основании приказа Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104, которым утвержден Административный регламент предоставления данной государственной услуги (далее – административный регламент).

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность процедур, связанных: с постановкой объектов НВОС федерального уровня на государственный учет; с актуализацией сведений об объектах НВОС федерального уровня; со снятием с учета объектов НВОС федерального уровня; с выдачей дубликатов свидетельств о постановке, актуализации, снятии с учета объектов НВОС федерального уровня, а также порядок их обжалования.

В Ростовской области государственная услуга по постановке на государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, предоставляется Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия.

Необходимо знать, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений в реестре, а также умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, влечет административную ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; по ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 2 класса                                                                                                                             М.И. Суханов

 


Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура

сообщает о вступлении в силу новых Правил рыболовства

 

С 24.03.2020 вступил в законную силу приказ Минсельхоза России от 09.01.2020 № 1, которым утверждены Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна.

Пунктом 47 Правил рыболовства установлены запретные при осуществлении любительского рыболовства сроки (периоды).

Так, с 1 марта по 31 мая запрещается осуществлять рыболовство: а) в реке Мокрая Чумбурка - от устья до северо-западной окраины хутора Юшкино; б) в Таганрогском заливе от юго-западной окраины села Маргаритово до северо-восточной окраины села Новомаргаритово и вглубь залива на расстоянии менее 1,5 км; в) перед гирлом Миусского лимана на расстоянии менее 2,5 км в обе стороны от гирла; г) в Веселовском водохранилище: в балках Саговая, Житкова, Тазина, Малая Садковка, Большая Садковка в районе островов Митрофановский и Лягушатник; балке Грекова в районе острова Большой; д) в притоках реки Северский Донец: реке Кундрючья (от устья до Прохоровской плотины); реке Быстрая (от устья до административной границы поселка Жирнов); реке Калитва (от устья до административной границы поселка Литвиновка); е) на участке реки Северский Донец от Усть-Быстрянской пристани до Бронницкой переправы;

С 1 апреля по 31 мая запрещается осуществлять рыболовство: а) в реке Аксай с впадающими в нее реками Тузлов, Грушевка и ериком Караич, рекой Черкасской с Махинским лиманом, реке Койсуг; б) на расстоянии менее 500 м от автодорожных (относящихся к трассам федерального значения) и железнодорожных мостов, расположенных на всех несудоходных реках Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна.

С 1 мая по 1 июня в Цимлянском водохранилище запрещается осуществлять рыболовство: от плотины Цимлянской ГЭС до железнодорожного моста у железнодорожной станции Ложки, за исключением добычи (вылова) водных биоресурсов с берега без использования всех видов судов и плавучих средств: 1 поплавочной удочкой (состоящей из удилища, лески, поплавка, грузила, поводка и крючка) или донной удочкой (состоящей из удилища, лески или шнура, грузила, поводка, крючка и кормушки) с 1 крючком на 1 гражданина; спиннингом (спиннинговая снасть (спиннинг), состоит из удилища и оснащается 1 естественной или искусственной приманкой, оснащенной не более чем 3 крючками (одинарными и (или) двойными и (или) тройными). Дополнительно перед приманкой может ставиться грузило без крючков.

С 1 января по 14 июня запрещается осуществлять добычу (вылов) рака пресноводного в водных объектах Ростовской области (исключая Цимлянское водохранилище – запрет до 15 сентября).

С 15 марта по 30 апреля запрещается добыча (вылов) тарани и плотвы в Азовском море, Таганрогском заливе, реке Дон ниже плотины Цимлянской ГЭС с притоками (за исключением реки Маныч).

В силу пункта 48 Правил рыболовства запретными для добычи (вылова) видами водных биоресурсов являются: морские млекопитающие, осетровые виды рыб, черноморский лосось, светлый горбыль, морской петух, самки рака пресноводного, вынашивающие икру и личинок и любые другие водные животные и растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации в районе действия настоящей главы Правил рыболовства. В случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов они должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния, выпускаться в естественную среду обитания.

Согласно п. 49.1 Правил рыболовства при любительском рыболовстве запрещается: а) применение: сетей всех типов; ловушек всех типов и конструкций, за исключением раколовок, использование которых допускается для добычи раков в пресноводных водных объектах; удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований с общим количеством крючков (одинарных, двойных или тройных) более 10 штук у 1 гражданина; тралящих и драгирующих орудий добычи (вылова); отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений, за исключением подъемников и черпаков не более 1 штуки у 1 гражданина, размером (длина, ширина, высота) не более 100 см и размером (шагом) ячеи не более 10 мм (в том числе используемых с приманкой) для добычи (вылова) живца (наживки), кроме особо ценных и ценных видов рыб; самоловных (красноловных) крючковых снастей; колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты; орудий добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ) и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий добычи (вылова); б) осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: способом багрения, глушения, гона (в том числе с помощью бряцал и ботания); переметами; на подсветку - с использованием осветительных приборов и фонарей различных конструкций с поверхности и в толще воды в темное время суток (астрономическое, с захода до восхода солнца) время суток для добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением осуществления рыболовства с использованием удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований, а также раколовок; на троллинг - с применением паруса и (или) мотора с использованием более 2 приманок на 1 судно или плавучее средство; раколовками более 5 штук у 1 гражданина, каждый из параметров, разрешаемых раколовок (длина, ширина, высота - для многоугольных, высота, диаметр - для конических и цилиндрических) не должны превышать 80 см; жаберным способом (при использовании жмыхоловок, комбайнов) с количеством одинарных крючков более 1 штуки; раков пресноводных руками вброд или путем ныряния.

В соответствии со ст. 49.2. гражданам запрещается самостоятельно изымать обнаруженные в водных объектах рыбохозяйственного значения орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, запрещенные Правилами рыболовства, а также водные биоресурсы, находящиеся в таких орудиях добычи (вылова). Лица, обнаружившие такие орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, должны уведомить об указанном факте органы государственной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (Азово-Черноморское территориальное Управление Росрыболовства) и (или) государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов (Пограничное Управление ФСБ России по Ростовской области).

Суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства) для одного гражданина при осуществлении любительского рыболовства указана в таблице 19.1 Правил рыболовства.

Пунктом 50.5 Правил рыболовства установлено, что суммарная суточная норма добычи (вылова) для всех видов водных биоресурсов (кроме рапаны и карася), указанных в таблице 19.1, составляет не более 5 кг или 1 экземпляр в случае, если его вес превышает 5 кг. Добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более 1 суточной нормы при пребывании на водном объекте в течение 1 суток. В случае пребывания на водном объекте более 1 суток, независимо от времени пребывания на водном объекте добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более 2 суточных норм добычи (вылова). В случае превышения суточной нормы добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова), прекращается.

Лица, виновные в нарушении Правил рыболовства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законом.  

Природоохранная прокуратура разъясняет, что ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в случае нарушения правил, регламентирующих рыболовство, для граждан установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

В случае  незаконной добычи (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба (свыше 100 000 рублей); б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в) в местах нереста или на миграционных путях к ним; г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, предусмотрена уголовная ответственность в виде: штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы до двух лет.

 

Старший помощник

природоохранного прокурора

юрист 1 класса                                                                                                                                   И.В.Бойко

 


Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены совместные целевые проверки исполнения законов о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

13 марта 2019 года в Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре проведено межведомственное совещание по вопросам выявления и пресечения правонарушений и преступлений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на акватории водных объектов Ростовской области.

Во исполнение решения указанного совещания работниками Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с должностными лицами Нижнедонского отдела АЧТУ Росрыболовства 22.03.2019 проведены совместные целевые проверки на акватории водных объектов в границах Азовского района Ростовской области.

В ходе проверки вблизи с. Кагальник выявлен факт незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов неустановленными лицами, скрывшимися от преследования на самоходном плавательном средстве моторной лодке «Амур» с подвесным мотором «Ямаха-130» с использованием запрещенных орудий лова – 9 ставных лесковых сетей общей длиной 810 метров. При досмотре транспортного средства обнаружены незаконные орудия лова и водные биологические ресурсы – пиленгас 268 экз, карась серебряный 758 экз, лещ 1 экз, толстолобик 3 экз, сазан 46 экз, общим весом 843 кг.

По данным Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» ущерб, причиненный незаконной добычей ВБР составил 418 905 рублей. В настоящее время проводится административное расследование.

Также, 26.03.2019 работниками природоохранной прокуратуры совместно с должностными лицами Нижнедонского отдела АЧТУ Росрыболовства проведены совместные целевые проверки на акватории водных объектов в границах Аксайского и Багаевского районов Ростовской области. При проведении проверок выявлены факты установки и добычи неустановленными лицами вблизи населенных пунктов - х. Арпачин, х. Рыбацкий, х. Алитуб, запрещенными орудиями лова (ставными лесковыми сетями ) следующих видов водных биологических ресурсов: «Азово-Черноморская шемая» 453 экз, «судак» 12 экз, «тарань» 80 экз, «густера» 7 экз, «щука»  2 экз, «пиленгас» 2 экз, «толстолобик» 2 экз, «белый амур» 1 экз, «карась серебряный» 65 экз. Установлен факт добычи запрещенными орудиями (ловушками многозаходными) 232 экземпляров «рака пресноводного (61 самка с икрой), которые незамедлительно в живом виде возвращены в естественную среду обитания. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, изъято 18 незаконных орудий лова, водные биологические ресурсы общим весом 95 кг, сумма причиненного ущерба составила 602 тыс. рублей.

Работа по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в указанной сфере продолжается.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора                                                                         

юрист 1 класса                                                                                                                         И.В. Бойко

 



В природоохранной прокуратуре рассмотрены вопросы организации защиты населения, леса и территорий населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров

В Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре 28.03.2019 с участием представителей контролирующих и надзорных органов проведено межведомственное совещание по вопросам защиты населения, лесов и территорий населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров в Ростовской области.

В совещании приняли участие представители Главного управления МЧС России по Ростовской области, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

В ходе совещания рассмотрены проблемные вопросы при подготовке к пожароопасному сезону 2019 года, в том числе к выполнению мероприятий по охране лесов, защите населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров. По результатам совещания принято решение, способствующее усилению борьбы с природными пожарами, повышению качества взаимодействия и оперативного реагирования.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях предотвращения выжигания сухой растительности постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 810 «О мерах по противодействию выжиганию сухой растительности на территории Ростовской области» утвержден Порядок действий по предотвращению выжигания сухой растительности на территории Ростовской области (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка под выжиганием сухой растительности понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, лесных насаждений и иных насаждений, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, и, как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха.

Необходимо обратить внимание, что пунктом 3 Порядка выжигание сухой растительности на территории Ростовской области запрещается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 218 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.  Запрещается в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники (пункт 283 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

В случае обнаружения очагов возгорания сухой растительности необходимо незамедлительно информировать органы местного самоуправления, обеспечить мероприятия по тушению пожара и предотвращению распространения очага возгорания, в том числе опашку места возгорания (п. 4.2 Порядка).

Следует помнить, что нарушение порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по статье 4.5 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», которой предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 4500 рублей; на должностных лиц – от 25000 до 45000 рублей; на юридических лиц – от 60000 до 100000 рублей.

 

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора   

юрист 2 класса                                                                                                                        М.И. Суханов